НА ГЛАВНУЮ

Культовые места

Святилище или место общей молитвы (дзуар, кувандон)
Культовые сооружения традиционной религии осетин. В святилищах поклоняются Всевышнему, небожителям, покровителям, святым. Имеются женские святилища. В святилище для осуществления ритуала допускаются только избранные.
Празднества (кувды) в честь святых покровителей в большинстве случаев были общими.

Пещеры святилища Дигории
Пещера Дигори Изад (Ангел Дигории).

На северной окраине селения Задалеск расположено одно из самых почитаемых Горной Дигории святилищ – «Дигори Изад» («Ангел Дигории»). Эта священная пещера-святилище находится на высоте около 1500 м над уровнем моря, в 1-1,5 км к северо-востоку от с. Задалеск, куда ведет тропа, петляющая среди известняковых глыб. Темнеющий вход этой небольшой пещеры на фоне серых известняков, образующих гигантский эскарп, поросший зелеными соснами и можжевельниками, просматривается из с. Задалеск.
Святилище представляет собой обширную зональную выемку с закопченными стенами и сводом, в которой могут поместиться человек сто. За каменной оградой из отесанных валунов на поперечных балках лежат аккуратно сложенные ветвистые рога кавказских оленей. В центре пещеры помещается очаг, вокруг которого стоят дубовые лавки, уставленные деревянными чашами для пива. Чаши и ковши для пива выдолблены из цельного ствола липы и отличаются изящной работой. На деревянных полочках хранятся искусно вырезанные из кости лопаточки, заменяющие вилки и ложки, а также бокальчики из рожков. На стволе сосны, с оставленными в форме креста ветвями, увенчанными черепами животных, висят талисманы, вырезанные из дерева различные фигурки: лицо, напоминающее человека, фонарики,, изображения кинжала и какие- то фантастические изображения, ведомые только людям, оставившим их здесь по традиции.
По сведения собранным еще в 60-х гг. ХХ в., обычно талисманы поручали вырезать из дерева самым младшим и почетным гостям культового пиршества. В далекие времена, когда еще дигорские аулы были многочисленны, в аулах, расположенных на правой террасе, бросали жребий. Вытянувший жребий покупал жертвенного бычка и следил за порядком во время угощения, которое проходило в Задалеске. Старшему мужчине дома, поставившему угощение, полагалось отнести в «Дигори Изад» череп жертвенного животного. Разрешалось помолиться в присутствии дзуары лага (народного священника) и в пещере с приношением пирогов и мяса. Информаторы утверждают, что число праздников можно установить, посчитав количество талисманов.
Черепа и рога в святилище приносили охотники в знак благодарности за удачную охоту. Охотились в средневековье в основном на оленей и кавказских зубров. В правой стороне от очага, в глубине пещеры, виднеется большое скопление черепов и рогов диких животных. Дореволюционные и советские зоологи считали дигорское святилище кладом, который помогал раскрыть тайны древнего и средневекового животного мира Кавказских гор. Святилище «Дигори Изад» народная молва связывает с легендарным охотником Олисай – доном, который прославился справедливой охотой. Для того чтобы добыть оленя, он предпочел стреле и копью догнать его на бегу. Череп и рога Олисай относил в дар святилищу, мясо отдавал сельчанам. Пример достоин подражания для современных истребителей животных с оптическим оружием.
В силу ряда причин, прежде всего коллективной охраны и табу, святилище «Дигори Изад» является уникальным культовым памятником. Особенной интерес в языческом святилище вызывает присутствие христианских икон и вход, отмеченный большим крестом, нанесенным белой краской.
Одними из первых описание пещеры дали И.А. Гюльденштедт, затем Н. Я. Динник, Н. К. Верещагин, которые привели описание костного материала, накопленного за многие столетия. Значится она и в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона (т. XXI, СПб, 1897, с.885).
Е. Зичи (1897) о пещере Дигори Изад писал: «До сих пор на осетинской территории, называемой Дигория, имеется пещера Олисай Дона (Олисай – имя древнего певца, а «дон» по-осетински «вода»), где дигорцы два раза в год совершают жертвоприношение перед сенокосом и уборкой урожая: в один из этих периодов молятся за детей, рожденных с момента прошлогоднего жертвоприношения. Жертвоприношения в пещерах различны: ложки, пули, стрелы, охотничьи трофеи, рога оленей, буйволов; ложки длиной 2-3 фута и служат для перемешивания жертвенного супа, рога буйволов – стаканами… Две веревки висят с потолка, в них втиснуты маленькие кусочки дерева; каждый кусочек означает одно жертвоприношение, так что веревка является как бы календарем жертвоприношений… Раньше пещера была одним из наиболее священных мест; не сдержать клятву, данную здесь, считалось самым позорным актом; доступ туда женщинам был всегда закрыт».
Описание и замеры этой пещеры проведены В. П. Любиным (1969). Находится у подножия южного обрыва (куэсты) Скалистого хребта. Рыхлость и трещиноватость юрских известняков, в которых расположена пещера, свидетельствуют, видимо, о небольшой древности ее полости. Благодаря расположению входа в пещеру на юг и высокой входной треугольной арке (высота ее 12-15 м, ширина до 6 м) хорошо прогревается солнцем. Длина пещеры с учетом камеры около 15 м, высота до 8 м, ширина в устье – 5 м, в глубине первой камеры 6-6,5 м. Вторая, глубинная камера, забита черепами жертвенных животных. В глубине левого угла входного зала обвальные глыбы, скопление черепов и рогов, присыпанных вековым слоем пыли.
Археологическим раскопкам, начатым в ней В. П. Любиным, помешали местные жители. В шурфах на дне пещеры встречены черешковые железные наконечники стрел, подобные тем, которые Е. И. Крупнов нашел на полу этой пещеры в 1940 году, подвеска из зуба оленя, кости животных, птиц и рыб.
Как писал Е. И. Крупнов (1947) «…учитывая глубочайшую древность заселения этих мест, возможную давность образования пещеры и топографические ее особенности, вполне допустимо предположить, что пещера Олисайдон могла являться одним из древнейших культовых мест Северной Осетии и почиталась населением с древнейших времен… Она могла быть обитаема даже в палеолитическое время».
По подсчетам Н. К. Верещагина при участии О. И. Семенова-Тян-Шанского, Н. О. Бурчак-Обрамовича, В. И. Наниева, в пещере Дигори Изад число черепов достигало 2956, из них оленьих – 661, черепов зубра – 76, лосиных – 6. Черепов косуль, серн, туров было немного. Тут были черепа кабанов, буйвола, быков, наконечники стрел, серебряные монеты. Несколько выдающихся черепов зубров, лосей и рогов оленей были доставлены отсюда в музеи Ленинграда (ЗИН АН СССР) и Владикавказа (СОГУ).
Инал в статье «В Дигорском ущелье» (газета Терские ведомости, 1901 г., № 173) приводит одну из легенд об этой пещере:
«Из башни Астани Фидарта, что близ Махческа, вылетел Дигори Изад в направлении Морги лагат. Следуя за ним, Астан проник в одну пещеру и увидел в ней очаг с железной цепью. С тех пор она становится местом поклонения всех дигорцев».
Другая легенда гласит, что с потолка пещеры свисала цепь небесного происхождения, которая в день пиршества сама регулировала уровень котла с мясом жертвенного животного над костром. Когда в Дигорию пришли войска персидского шаха, они поднялись в святилище, надругались над святыней, сорвали цепь и вынесли. На ночь войска расположились у подножия горы с пещерой. В наказание на них обвалилась гора, и войска шаха погибли. Действительно, в том месте у подножия горы люди обнаруживали шлемы и остатки кольчуг. Возможно, под обвалом погибли здесь когда-то войска, что и нашло отражение в легенде.

Пещера Морги Лагат. Находится в полутора километрах северо-восточнее с. Задалеск ниже пещеры Дигори Изад. Расположена в тектонической трещине, северная часть которой перекрыта гигантской обвальной глыбой, а плоское основание ее является потолком пещеры. В ней археологами обнаружены кремниевые предметы мустьерской эпохи, обломки глиняной посуды аланской эпохи. Это пещера-дзуар посвященный спасительнице аланского народа – Нана задалесской. 
История Задалеска связана с самой трагической страницей истории алан. В конце XIV века, когда походы Тимура в Осетию завершились почти поголовным истреблением народа, сжигали целые поселения. Одна пожилая женщина, Нана, как принято было называть женщин её возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Собрала она детей из 16 осетинских родов и вывела их тайными ходами, дабы уберечь их и сохранить нацию. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приютили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище.
С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Задалески Нана. Ответственны за праздник, бывают три семьи, которые жертвуют на кувд по барану, варят пиво, готовят араку, — прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кусарт, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву над принесенным кувинагом, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой.
Праздник Задалески Нана – женский праздник. Все молитвы – о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей.

Пещеру Святого Николая (Николы), которая находится над селением Лезгор, упоминают Л. Л. Штедер (1781), П. С. Паллас (1803). Находится она западнее с. Донифарс. Размерами невелика. П. С. Паллас священные пещеры называл храмами, где заботливо складываются кости жертвенных животных.

Пещера Мудзурадзаф. Мудзурадзаф – пещера, проткнутая копьем, расположена в окрестностях с. Задалеск в горе Ахсардзаф. От башни Седановых тропа приводит к огромной пещере, напоминающей по виду и внутреннему устройству след четырехугольного наконечника. Широкая у входа она одинаково ровными и гладкими, как бы высеченными искусственными руками каменщика, четырьмя стенами постепенно сужается. Местные жители ее именую «Мудзурадзаф» – дословно «Проткнутая копьем».
Согласно народному преданию, она возникла в результате удара железным копьем разгневанного Уасгерги, когда божество равнины Будури Изад унесло на равнину источник соли из местечка Мастгом (Горькое ущелье), что между Задалеском и Мацутой, где, по преданию, водилась соль (Хамицаева, 1971).