Охрана
С целью сохранения природно-культурных комплексов парка создана служба государственных инспекторов из 19 человек, занимающиеся выявлением нарушений режима охраны и норм природоохранного законодательства. Из данного состава создана постоянно действующая оперативная группа из 3 человек.
Службой охраны пресекаются случаи браконьерства, незаконного сбора дикоросов, вырубки леса, незаконного нахождения на территории парка без соответствующих документов, вывоза предметов, имеющих историко-культурное значение, охраной лесов и других природных комплексов от пожаров.
Ежегодно в парке разрабатывается план мероприятий и работ по предотвращению и тушению пожаров. Кроме противопожарного обустройства территории в целом и мест отдыха, планом предусмотрено обучение персонала парка по вопросам техники безопасности при экологическом мониторинге, тушении пожаров и составления протоколов о нарушении правил пожарной безопасности.
Ведется разъяснительная работа по противопожарной профилактике в лесах среди населения, на тропах устанавливаются аншлаги с информацией, рекомендующей безопасные варианты поведения и отдыха в лесу.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, обнаружения возгораний, мест несанкционированного размещения отходов и иных нарушений природоохранного законодательства просим сообщить оперативному дежурному парка по телефону
+7 928 065 03 97

Требования по обращению с отходами при посещении ООПТ
Запрещается:
• организовывать пикниковые зоны вне специально оборудованных для этого мест;
• выбрасывать любые отходы за пределами специально оборудованных мест;
• использовать легковоспламеняющиеся жидкости и выбрасывать упаковку от них;
• разводить костры, в том числе для сжигания мусора;
• использовать синтетические моющие средства при пользовании природными водоемами;
• закапывать отходы (мусор) в землю.
Необходимо:
• уносить весь принесенный мусор с собой;
• оставлять мусор только в специально оборудованных местах;
• иметь пакет (желательно бумажный) при длительном нахождении на ООПТ для сбора собственного мусора, который также в последующем забрать с собой;
• придерживаться правил раздельного сбора отходов.
Ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, Государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах — влечет наложение административного штрафа Награждай в размере от 3 ООО до 4 ООО рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от 15 ООО до 20 ООО рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от 300 ООО до 500 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой. Статья 8.39. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Информация о разложении отходов в естественной природной среде
Пищевые отходы До 1 года
Газетная бумага До 1 года
Картонные коробки До 1 года
Бумага 2 года
Доски деревянные До 10 лет
Железная арматура До 10 лет
Железные банки До 10 лет
Старая обувь До 10 лет
Обломки кирпича, бетона До 100лет
Автоаккумуляторы До 100 лет
Фольга До 100 лет
Жестяная банка До 90 лет
Электрические батарейки До 100 лет
Резиновые покрышки Более 100 лет
Пластиковые бутылки Более 100 лет
Полиэтиленовая пленка 200 лет
Алюминиевые банки 500 лет
Стекло Более 1000 лет
Время вывоза:
— В селах контейнера вывозят, ориентировочно, 3-4 раза в месяц;
— На экотропе 4 урны с разделением мусора — вывоз по мере накопления.
Раздельный сбор
Раздельный сбор отходов – один из способов снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Содержимое наших мусорных урн состоит в основном из четырех частей: органических
отходов (остатков пищи), пластика, стекла и бумаги. Эти материалы пригодны для вторичной переработки.
Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды
С целью сохранения ценных объектов и регулирования антропогенных нагрузок на природные комплексы в национальных парках проводится функциональное зонирование их территорий.
Для различных зон устанавливаются дифференцированные режимы охраны и использования природных ресурсов. Обеспечение соблюдения режима охраны и природопользования возлагается на специальную государственную инспекцию по охране территорий национальных парков. Деятельность этих подразделений в силу их особой важности нуждается в совершенствовании, особенно в настоящий период, когда становится общепризнанным мнение о невозможности достичь сохранения природных объектов только запретительными мерами и силовыми акциями.
Правовая основа полномочий инспектора Национального парка
Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 33, ч. 1) функции охраны природных комплексов возлагаются на специальную государственную инспекцию по охране территорий национальных парков. При этом согласно ч. 2 той же статьи, директора национальных парков являются главными государственными инспекторами, а их заместители – заместителями главных инспекторов по охране территорий этих национальных парков.
Для осуществления контрольно-инспекционных функций работникам национальных парков, являющимся по должности государственными инспекторами по охране территорий этих национальных парков, частью 1 ст. 34 вышеупомянутого закона предоставлены следующие права:
- проверять у лиц, находящихся на территориях национального парка, разрешение на право пребывания на указанной особо охраняемой природной территории;
- проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающей к территории национального парка территории охранной зоны;
- задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;
- изымать у нарушителей законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
- производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;
- беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка, его охранной зоны, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.
Помимо этого главным государственным инспекторам по охране территорий национальных парков и их заместителям частью 2 этой же статьи предоставляется право:
- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
- налагать административные взыскания за нарушения законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка, его охранной зоны в результате нарушений установленного режима национального парка;
- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
Существуют еще два важных положения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Так, ч. 3 ст. 34 наделяет государственных инспекторов по охране территорий национальных парков всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а части 4 и 5 той же статьи предоставляют право инспекторам при исполнении служебных обязанностей применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта; служебных собак, а также право ношения служебного огнестрельного оружия.
Кодекс РФ об административных правонарушениях наделяет ряд должностных лиц (в том числе и государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков) определенными правами, необходимыми для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а именно:
- осуществление доставления (принудительного препровождения) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2.);
- проведение личного досмотра и досмотра вещей (ст. 27.7.);
- проведение осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8.);
- осуществление досмотра транспортного средства (ст. 27.9.);
- изъятие вещей и документов (ст. 27.10.);
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14.).
- Право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков составлять протоколы о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях определено ст. 28.3. КоАП РФ.
Помимо этого п. 33 ч. 2 ст. 28.3. Кодекса предоставляет вышеупомянутым должностным лицам право составлять протоколы об административных правонарушениях против порядка управления:
- о неповиновении законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.4.);
- о невыполнении законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.5.);
- о непринятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6.);
- о непредставлении сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом (ст. 19.7.).