Исторические достопримечательности

 

Культурно-исторические достопримечательности

ФГБУ «Национальный парк «Алания»

                   

Историко-архитектурные и археологические памятники на территории НП «Алания», его охраной зоны описаны во многих источниках (Уварова, 1900; Кокиев, 1935; Кузнецов, 1974, 1977, 1990 и др.). В.Б. Пфаф (1870) о Дигории писал: «…по множеству древних построек, Дигория – одна из замечательнейших стран Кавказа». Красочно описывает В.Ф. Миллер (1881) горный аул Галиат: « … с четырьмя галунами, возвышающимися над грудами циклопических скал. Чем-то мрачным, средневековым веет от этих древних башен и домов …».

 

( с.Галиат ,конец  19 в.)

 

( с.Галиат , 2012 г.)

В долине реки Урух сохранилось множество памятников различных эпох. В них глубоко и ярко запечатлелась материальная и духовная культура предшествующих поколений осетинского народа. Они составляют наше неповторимое достояние, без них невозможно представить национальную культуру и трудно понять прошлое и настоящее народа.

В Сонгутидонском, Айгамугидонском, Караугомском Харесском и в боковых ущельях сохранились памятники далекого прошлого – оборонительные и культовые сооружения, катакомбные могильники и склепы, стоянки древних людей, исторические объекты антропогенного происхождения (в том числе историко-культурные) – следы нарушений природных комплексов – как отпечаток хозяйственной и военно-оборонительной деятельности различных эпох.

 

( склеп полуподземный с.Махческ )

 

( склепы надземные , с.Фаснал )

На территории НП «Алания» и на территории, сопредельной с ней, более 1000 историко-культурных объектов и комплексов. Часть из них взята на учет Обществом охраны памятников, имеют региональный и даже федеральный статус. Объектов культурного наследия Федерального статуса на территории парка находится 150, в том числе 9 комплексов со 114 объектами. Региональный статус имеют 25 объектов культурного наследия. Горные селения Мацута, Ахсау, Махческ, Камунта, Дунта, Хонсар, Куссу, Стур-Дигора, Фаснал ,Вакац,Фараскатта,Дзинага,Гулар  и др. с комплексами памятников истории, архитектуры, традиционной культуры осетин представляют интерес для этнографического туризма.

 

( с.Камунта )

 

(  с. Галиат ,жилой дом  конец 18 в.)

 

( с.Галиат , петроглифы расположенные на наружных стенах жилых домов )

В НП «Алания», его охранной зоне и сопредельных территориях сохранились стоянки древних людей в скальных гротах и навесах, которых особенно много на Скалистом хребте. С глубокой древности человек использовал для стоянок и убежищ пещеры и скальные навесы. Некоторые пещеры и гроты позднее укреплялись каменными стенами. Такие пещерные укрепления имеются в окрестностях сс. Донифарс, Задалеск Ханаз и Лезгор. Есть наскальные оборонительные сооружения под эскарпами Скалистого хребта в окрестностях с.Лезгор – 5 строений в скальных нишах и возле крупных обвальных известняковых глыб.

 

(с.Ханаз , башня-замок Цаллаевых)

В охраной зоне НП «Алания», в горных селениях и прилегающих территориях, сохранились святилища, связанные с языческими культами. Древними святилищами являются: Лезгор-1, Лезгор-2, Саттай-обау, Авд-дзуар, Габон, Фарон,Уацилла и др. Во многих из них имеется костный материал: рога туров, оленей, зубров, серн и домашних животных, когда-то приносимых в жертву богам. Наиболее известное – Дигори Изад - в скальной нише к северу от с. Задалеск с многочисленным палеозоологическим материалом. По остаткам рогов животных, в святилищах Дигории, А.К.Верещагин произвел палеозоологические реконструкции.

 

(  пещера-святилище  «Дигори-Изад» )  

В некоторых селениях (Мацута, Галиат, Дзинага, Фаснал и др.) имеются средневековые надземные склепы-усыпальницы как восточного варианта башенного типа с гладкими и пирамидально-ступенчатыми перекрытиями, так и западного – с восьмигранным перекрытием в сс.Фаснал и Дзинага. Известны аланские катакомбные могильники в селениях Мацута, Кумбулта, Донифарс, Дзинага. Эти погребения представляют собой каменные ящики и колодцеобразные грунтовые ямы, обложенные булыжником.

 

( склепы   в с. Дунта )

 

(придорожные цырты –памятники в с.Дунта )

Возле селений в Дигорском ущелье можно увидеть старые кладбища с многочисленными памятниками-циртами – образцами народного творчества. На некоторых из них сохранились изображения людей и рисунки. В горных селениях сохранилось много боевых, жилых и сторожевых башен. Наиболее высокие башни можно увидеть в селениях Галиат, Махческ, Камата, Уакац. Так, башня Абисаловых в с.Махческ имеет высоту 19 м. В селениях Дигорского ущелья сохранились башни с балкончиками (машикулями). В урочище Ахсиаг расположена восьмиметровая башня из сланцевых плит и песчаников на глинистом растворе. В основании сооружения уложены массивные каменные блоки. Средневековые башни известны также в других селениях: боевые – Хаймановых в с.Стур-Дигора; Таймазовых и Кантемировых в с.Куссу; Телекуровых, Бузоевых и Тегаевых в с.Ахсау и др; жилые и сторожевые есть во многих селениях, расположенных в НП «Алания».

 

( камень – Махческий лабиринт )

Наиболее известны и популярны памятники историко-культурного наследия: культовые (святилища, священные деревья); эпическим героям (склеп, кресло и стол нарта Сослана в с.Мацута – самой северной и низшей точке парка); каменный крест, напоминающий рыцарский, в стене с.Махческ; христианские кресты на башне Кертебиевых в с.Камата; каменная плита с лабиринтом эпохи кобанской культуры в с.Махческ и др.

В теснине Дигорского ущелья по левому берегу р.Урух сохранились фрагменты боевых укреплений и подпорных стен.

В с.Махческ сохранились остатки жилых и боевых сооружений на прочном известковом растворе, которые в народе называются киринта. Сейчас от некоторых остались фрагменты. Неприступность сооружения в районе башни Абисаловых обеспечивалась также массивными боевыми башнями в с.Карцата, от которых сохранились остатки фундаментов. Этот уникальный, как и многие другие, памятник сейчас подвергается разрушению.

 

( с.Махческ , оборонительная башня Абисаловых )

 

( с.Кумбулта , развалины жилой башни Багайта )

Большинство оборонительных, погребальных и культовых сооружений датируется XVI – XIX вв., но некоторые (подземные склепы, христианские церкви в с.Донифарс, Галиат, пещерные сооружения) относятся к более раннему историческому периоду, до XI в. включительно. Ценными памятниками являются остатки церквей в селениях Галиат, Фараскат, датируемые XI – XIII вв. и связанные с одной из первых волн проникновения христианства на Северный Кавказ. Все они однозальные, скромны по своему внешнему облику и интерьеру.

Особую группу историко-архитектурных памятников составляют церкви грузинского стиля, выстроенные из камня. Церкви в с.Махческ и Галиат (вторая половина XIX в) сооружен Обществом по восстановлению православного христианства на Кавказе.

( с. Галиат , святилище  «Авд дзуар»  конец 9 в.   )

 Своеобразную картину природы НП «Алания» дополняют горные селения на скалистых утесах или склонах. Их сакли и темные башни вырисовываются на фоне синевы гор или белых вечных снегов и ледников. Селения Галиат, Дунта, Камунта представляют собой великолепный архитектурный ансамбль из оборонительных, жилых и культовых сооружений. Над жилыми и хозяйственными строениями возвышаются боевые башни.

 

( развалины  оборонительной башни с. Фараскатт )

В связи с расширением в последнее время задач особо охраняемых природных территорий (ООПТ) актуально изучение и охрана памятников историко-культурного наследия. Необходимость охраны и изучения уникальных и широко известных историко-культурных памятников (историко-археологических и архитектурных), следов давнего природопользования на ООПТ сегодня очевидна

 

( с.Фаснал , развалины Бельгийской обогатительной фабрики ,1895 г. )

 

( с.Галиат , церковно-приходская школа 1897 г. )

Отметим, что сохранение и восстановление историко-культурных объектов относится к числу основных задач НП «Алания», который должен обеспечить сохранность и гармоничное соразвитие природы и культуры.

 

( с. Куссу )

На склонах ущелий (Харесское, Караугомское и др.) и в населенных пунктах, входящих в НП «Алания», сохранился средневековый облик селений, патриархальный уклад и традиционное природопользование местных жителей. Уцелели памятники традиционного природопользования: былого животноводства – пастушеские стоянки (коши); охоты; ирригационные сооружения (оросительные каналы); склонового и террасного растениеводства – земледельческие террасы – следы древнего земледелия, межевые валы и кучи камней, собранных за многие века при расчистке участков огородов, сенокосов и пастбищ; сенокошения; строительства дорог – подпорных стен и пр.